Интервью: "Рад, что мне всегда некогда" Можно ли научиться актерскому делу? Разумеется, легко перенять или найти два-три приема, но достичь предела в нашей профессии, как, впрочем, и в других, невозможно. Она бесконечна, в ней всегда будет впереди нечто неосвоенное. Можно, конечно, прочитать Станиславского и кое-что извлечь из книг, взятых у учителей. Но одно дело - прочитать или услышать, другое - дойти самому, открыть самому, осуществить в собственной практике. Так рождается опыт. Когда-то я работал в театре "Современник". И вот заметил, что Олег Табаков - очень талантливый, гибкий, интересный актер - приходит в театр буквально за пять минут до начала спектакля. Быстро переодевается, гримируется и выходит на сцену. Другие артисты являлись за час-полтора до третьего звонка, входили в роль... Помню, я внутренне осуждал Табакова: как это так, прямо "с корабля на бал"!.. Но позже понял, что дело не в том - с утра ты настраиваешься на роль или за пять минут. Все зависит от внутреннего актерского аппарата, от личного метода работы. Оказалось, что и мне нельзя настраиваться на роль заранее. Иначе к спектаклю "завяну". Мне хватает десяти минут, чтобы обжить перед спектаклем декорации, костюм, грим. Как спортсмен перед стартом, расслабляюсь перед игрой. И только непосредственно во время спектакля или съемки выкладываюсь полностью. Когда уже играешь роль, невозможно думать о чем-то постороннем. Зритель сразу почувствует, что ты внутренне отсутствуешь, что твои мысли и сердце где-то далеко. Театр - это школа, но и кино - хорошая учеба для актера. Встречаешься на съемках с разными режиссерами - это дает пищу для размышлений. Встречаешься на съемочной площадке с актерами из других театров, с киноартистами - у всех свои методы работы, учишься, берешь интересное для себя. Игра актера на съемке спонтанна, почти экспромт. Поэтому надо играть точно, наверняка. Ведь пройдет время, заметишь потом недостатки, но... увы! Когда фильм вышел на экран, уже ничего изменить нельзя. Актер всегда должен выходить на съемку, на сцену "сегодня, сейчас" со своими сиюминутными чувствами, нервами, переживаниями. Только так появится отклик в зрительном зале, эмоциональный контакт между актером и зрителем. Бессмысленное воспроизведение роли превращает артиста в робота, а роль - в зазубренный урок. И актер не растет, не накапливает, а только тратит и тратит свое умение. Я считаю себя острохарактерным актером. Имею в виду не внешние атрибуты, а внутреннее перевоплощение. Такое, чтобы эта внутренняя характерность переросла на сцене или на экране в многогранный и своеобразный человеческий характер. Актер не имеет права в каждой роли являть только свою личность, какая бы она не была глубокая и неповторимая. Нельзя все время играть "самого себя в предлагаемых обстоятельствах". Актер должен создавать образ. И не один и тот же из спектакля в спектакль или из фильма в фильм. Что греха таить, ведь знаем же мы немало артистов, которые используют несколько своих актерских штампов во всех ролях. Мне хочется играть сегодня так, а завтра - совсем по-иному. Хочется через характеры своих героев разобраться в уме, глупости, таланте, героизме... К счастью, мое стремление к разнообразию поддерживают режиссеры. Иной раз на актера начинает влиять публика. Зритель, полюбив артиста за какую-то удачно сыгранную роль, хочет вновь и вновь видеть своего любимца все в том же амплуа и характере. Конечно же приятно, когда от тебя чего-то ждут конкретного. И все же нельзя идти на поводу у публики. Артист, художник не должен опускаться до уровня массового спроса. Наоборот - он обязан поднимать зрителя до подлинного искусства (если, конечно, на это способен и имеет право). У меня много "домашней работы": обдумываю роли не только на сценической или съемочной площадке, но и дома, на улице, везде. Если человек относится к своему труду серьезно, то он живет этим постоянно. Думает о работе все время. Я даже ночью, когда не спится, повторяю фразы, монологи из спектаклей или фильмов. Уж сколько лет прошло со времен съемок картины "Свой среди чужих, чужой среди своих", а вдруг начинаю думать о роли, вспоминаю целые сцены - как их надо было бы сыграть... Рад, что мне всегда некогда. Если артист постоянно занят, значит, он нужен. Только иногда меня беспокоит: как бы при своей занятости не пропустил что-то важное, не стал работать формально, механически. Я далек от быта, бытовых проблем. Домашняя неустроенность меня не очень раздражает. Люблю телевизор, особенно документальные передачи и учебные программы. Люблю собираться с друзьями, хотя по натуре я скорее замкнутый человек. Правда, с возрастом стал легче сходиться с людьми. И все равно, оставшись наедине с собой или в компании с друзьями, размышляешь об искусстве - о кино, театре, живописи. О своей профессии. Актер должен все время думать: "Зачем я играю эту роль? Для чего?" Художник обязан работать целенаправленно и никак не иначе. ("Советская культура", 4 апреля 1985г.) |