Дмитрий Фурманов
(Сценическая переработка: Всеволод Шиловский, Иван Менджерицкий)
Мятеж
(текст романа)



Фотоальбом:


Телеверсия спектакля:  >>

МХАТ им. Горького, 1977 г.

Постановка: Всеволод Шиловский



Фурманов — Юрий Богатырев


Всеволод Шиловский:
        ...Фурманова не было. Так получилось, что артист на которого я рассчитывал, не смог участвовать в этой постановке. Я начал лихорадочно искать — и среди мхатовцев, и среди артистов других театров. Но не мог ни на ком остановиться.
        И вдруг тогдашний замдиректора МХАТа Леонид Иосифович Эрман говорит мне:
        — Всеволод Николаевич! Вы знаете, есть один артист, причем свободный. Не работает сейчас нигде, не надо переманивать, — это Юрий Богатырев. Мне кажется, что он вам подойдет...
        Встретил меня очаровательный светловолосый худощавый молодой человек, ввел меня в комнату-пенал, увешанную удивительными картинами. Я словно попал в другой мир...
        И начался долгий разговор...
        Юра выслушал и говорит:
        — Я не вижу там для себя роли.
        — Юрочка! Давайте сделаем так. Я соберу весь спектакль и прогоню его... вы посмотрите и тогда решите.
        Он согласился.
        И вот назначен прогон всего спектакля. Я позвонил Юре, пригласил. Он пришел и сел в зале...
        Закончился прогон. Я всех поблагодарил:
        — Спасибо, вы свободны до следующего сезона... - и подчеркнул: — Сезон начнется с прогона.
        Не все придали значение этим моим словам - ведь нет "центровика", какой еще прогон? И в таком расслабленном состоянии все актеры разошлись.
        И вот спускается Юра... Я вижу... У него и так большие глаза — а тут стали просто громадные... Пунцовые щеки... Весь возбужден донельзя:
        — Я хочу сыграть эту роль! Я ее вижу!
        И началась наша безумная работа над спектаклем — у него дома, в домашних условиях. У нас было репетиций двенадцаать — в основном ставили рисунок роли, еще без движения...
        Можно ли в таких условиях "сделать" роль?
        Наверное, нельзя, если не знать, что такое Богатырев. Он — вахтанговец. А вахтанговская школа — это в идеале синтез глубочайшего содержания и феноменальной формы. То есть Вахтангов, в принципе, пошел еще дальше Художественного театра.
        И Юрочка обладал этими качествами, я бы сказал, не стопроцентно, а стопятидесятипроцентно.
        И вот начался сезон. Традиционный сбор труппы на центральной сцене. А в фойе висит объявление: "В двенадцать часов прогон "Мятежа" в филиале."
        Ко мне подходят взволнованные артисты:
        — Всеволод Николаевич! Это что, серьезно, после сбора труппы — прогон "Мятежа"?
        Никто не верит...
        И мы все идем в филиал. Собирается целый партер... Все артисты сидят озадаченные... Юра скрывается в задних рядах...
        Я говорю:
        — Дорогие мои! Вот в чем задача. Мы делаем сегодня полный прогон с новым героем нашего спектакля, который будет исполнять роль Фурманова, — с Юрием Георгиевичем Богатыревым. Юрий Георгиевич, подойдите сюда!
        И он идет через весь партер, подходит ко мне и кланяется залу...
        Все замолчали и стали очень внимательно его разглядывать. А народу было, повторяю, очень много — весь партер заполнен. Я прервал паузу:
        — Вот Юрий Георгиевич Богатырев... Знакомьтесь... А сейчас все, пожалуйста, переодевайтесь — идет полный прогон!
        У всех, естественно, был шок — как это? Они же вообще не репетировали с ним!
        И тогда все увидели, что может настоящий артист, когда он готов, когда он действительно талантлив...
        Когда закончился первый акт — он стоял, опустив голову, большой, худой, красивый (он тогда был непьющий, некурящий, вегетарианец). Затем подошел ко мне:
        — Ну что?
        — Юра, потом поговорим. Готовимся ко второму акту. Пятнадцать минут перерыва.
        А во втором акте — шумная громадная сцена со "стоп-кадром", она идет двадцать пять минут. И сцену ведет он один — это неимоверная нагрузка. Смысл этой сцены в том, чтобы зритель поверил: Фурманов — угол этого образовавшегося человеческого "треугольника", он способен повернуть его в другую сторону... И это действительно произошло.
        Юра играл человека невероятной чистоты, который может повести за собой людей, — настоящего вождя с харизмой, о котором люди мечтали. И зрители поверили, что он смог не просто повернуть эту десятитысячную массу в другую сторону, но и сделать каждого из них индивидуальностью.
        В финале он говорил:
        — Коммунисты, шаг вперед!
        И вся эта человеческая махина делала шаг вперед.
        И зал замирал.
        А тогда раздались не просто аплодисменты — а шквал аплодисментов, настоящая овация.
        Я спустился в зал и вспомнил фразу, которую когда-то, когда я поставил "На всякого мудреца довольно простоты", мне сказали мхатовские старики...
        И я почти повторил эту фразу моего учителя Виктора Яковлевича Станицина:
        — Я могу сегодня поздравить Художественный театр с рождением нового большого артиста — Юрия Георгиевича Богатырева.
        ...Резонанс у "Мятежа" был мощнейший. Спектакль шел на аншлагах... И ни одного спектакля Юра не сыграл вполсилы. Только на сто пятьдесят процентов!

Из книги Натальи Бобровой
"Юрий Богатырёв: не такой, как все"
Издательство "Центрполиграф", 2001 г.
Сайт создан в системе uCoz